Поиск

Husqvarna прогнозирует перспективы развития рынка садовой техники

Своими выводами и аналитическими данными поделился Алексей Антонов, директор по продажам
дивизиона Husqvarna в России.

«О ситуации на рынке мы можем судить только исходя из данных по импорту продукции в нашу страну и экспертным оценкам других участников, что не всегда напрямую коррелирует с действительной ситуацией. Но апеллируя конкретным цифрам по основным сегментам рынка садовой техники, можно уверено сказать, что показатели последних лет позволят нам ожидать продолжения положительного тренда и в будущем»_ – отметил господин Антонов.

 

Компания Husqvarna приводит следующие статистические данные по каждой из категорий продуктов за последние годы и свои прогнозы на ближайшее время:

  • Бензопилы: оценка рынка в 2017 году – 1 180 000 в штуках, что на 53% больше, чем годом ранее, но все еще меньше, чем в 2014 году. По прогнозам компании, в ближайшие годы данный сегмент будет стагнировать, и скорее всего результат этого года — определенный «выброс», нежели устойчивый тренд.
  • Бензиновые травокосилки (триммеры) и кусторезы: + 37% (1 328 000 штук) в сравнении с 2016 годом, данный результат не дотягивает до рекордных 2013-14гг., но есть большая вероятность, что по итогам 2018-го года эта планка будет преодолена. Компания продолжает развивать данную категорию – рынок не столь зрел, как в бензопилах, и потенциал увеличения продаж достаточно высок. В то же время и конкуренция с каждым годом усиливается, что выражается в огромном количестве игроков.
  • Культиваторы/мотоблоки: рынок вырос на 26% (306 000 штук) в сравнении с 2016-ым, но это все равно ниже цифр 2014 года на 25%. Оценка данного рынка экспертная, так как значимая доля продукции производится/собирается в России и не попадает в таможенную статистику. Рынок развивается по пути увеличения доли мотоблоков и соответственно сокращении доли культиваторов. В ближайшие годы ожидается незначительный рост данной категории.
  • Газонокосилки в 2017 году выросли на 53% до 150 000 штук, что является историческим максимумом.

«Данный рынок наша компания считает очень перспективным, ввиду до сих пор слабо развитой культуры содержания газонов. Уверен, что в ближайшие годы планы у всех производителей очень амбициозны» — комментирует Алексей Антонов.

  • Тракторы и райдеры: российский сегмент этого рынка в сравнении с западными странами недостаточно развит, но перспективы роста огромны. В 2017 году категория выросла на 81% до 2 800 штук, компания ожидает аналогичный градиент роста и в последующие годы.
  • Снегоотбрасыватели: данный сегмент рынка все последние годы развивается по синусоиде, показав рост в три раза – до 80 000 штук по сравнению с 2016 годом. В этом сегменте рынка сложно прогнозировать показатели, так как эта группа наиболее зависима от погодных условий, что делает ее достаточно рисковой. Вместе с тем, очень благоприятные погодные условия в Центральном регионе позволили большинству производителей полностью реализовать привезенную продукцию, а значит, с уверенностью можно ожидать агрессивного продвижения от большинства производителей и в сезоне 2018-2019.
  • Аккумуляторный инструмент последние пару лет растет в геометрической прогрессии, в 2017 году сегмент вырос в четыре раза. Данная категория является наиболее перспективной, особенно учитывая, что практически каждый производитель и рынок в целом ожидают настоящего прорыва от аккумуляторной техники, и большая доля инвестиций направлена в данный сегмент. Компания Husqvarna также делает ставку в развитии на экологичное оборудование.

Среди причин таких показателей и прогнозов А. Антонов видит следующие:

  • Наметившаяся позитивная тенденция в российской экономике в 2017 году – увеличение реальных заработных плат, рекордно низкая инфляция, снижение ключевой ставки как следствие привели росту покупательской способности населения, оборота розничной торговли, стоимости кредитования.
  • Волатильность валютного рынка также сказалась на продажах, но если в 2016 году эффект был скорее негативным, то перед высоким сезоном в 2017 снижение курсов евро и доллара привело к снижению отпускных и розничных цен на продукцию, это дало дополнительный толчок покупателю для принятия решения о покупке. Поэтому негативный эффект от снижения цен был с лихвой покрыт увеличением объемов в штучном выражении.
  • В целом, если говорить о психологии покупателей, то произошла стабилизация восприятия экономической ситуации. Они четко осознали, что ждать серьезного «отката» в ценообразовании на рынке не стоит, поэтому надо начинать жить и работать в новых реалиях.
  • Почувствовали стабилизацию и продавцы, это привело к увеличению бюджетов на продвижение, инвестиций в маркетинг, что позитивно сказалось на продажах в конечном итоге. Если говорить о негативных факторах, которые продолжают влиять на развитие рынка, то господин Антонов выделяет следующие:
  • Несмотря на рост реальных зарплат, четвертый год подряд падают реально располагаемые доходы населения, в 2017 году падение составило -1,4%, учитывая, что садовая техника не относится к товарам повседневного спроса, это сказывается на покупательской способности в сегменте в целом.
  • Экспансия DIY ретейлеров и онлайн-продавцов негативно сказывается на рынке в стоимостном выражении, так как через эти каналы прежде всего продвигается продукция низкого ценового сегмента.
  • Занимаясь садовой техникой нельзя не учитывать погодный фактор, и здесь стоит сказать, что травокосильный сезон в Центральной России иногда сложно назвать успешным, ввиду погодных условий – жаркого и сухого лета.

Подробнее эти и другие факторы на примере компании А. Антонов объясняет так:

1. Ни одна компания на мировом и российском рынке не имеет такого уникального ассортимента под одним брендом. Это позволяет Husqvarna серьезно дифференцировать бизнес, в том числе на локальных рынках. Если по какой-то причине определенные сегменты рынка начинают стагнировать, широчайший ассортимент и уникальные продукты в других категориях, позволяют компенсировать эти потери.
2. Компания гордится дилерской сетью, представляющей, безусловно, сильнейшие и наиболее компетентные компании на рынке. Уровень профессионализма и доверия партнеров позволяет ставить максимально амбициозные цели и достигать желаемого результата. Компания постоянно работает над развитием дилерской сети, лояльностью партнеров и маржинальностью совместного бизнеса. В частности, в Husqvarna была разработана специальная программа по улучшению качества оказываемых услуг и компетенций дилеров. Она включает в себя огромное количество активностей на разных уровнях – конференции, семинары, тренинги. Например, в 2018 году, компания успешно провела конференцию в г. Сочи, где эксперты Husqvarna презентовала рекордное количество новинок, более 100, и рассказала дилерам о стратегии развития компании и перспективах общего бизнеса.
3. Помимо постоянного расширения линейки продукции, компания работает и над улучшением качества оказываемого сервиса. С этим связано открытие в 2018 году склада продукции Husqvarna полного цикла в перспективном Дальневосточном регионе, городе Хабаровск.
4. Год от года Husqvarna подтверждает высочайший уровень качества продукции. Показатель SCR (процент гарантийных случаев) в 2017 году был рекордно низким, несмотря на запуск большого количества новых продуктов. Это заслуга не только компании Husqvarna, но и более 500 официальных дилеров, которые проходя обязательное обучение в онлайн-университете Husqvarna, а также «живые» сервисные тренинги, выполняют грамотную предпродажную подготовку и послепродажное обслуживание каждого изделия.
5. Оставаясь инновационной компанией, Husqvarna продолжает каждый год расширять спектр техники уникальными продуктами, не забывая, что на рынке конкуренция только усиливается, в большей
степени от производителей, работающих в начальном ценовом сегменте. Поэтому помимо всех новинок 2017 года компания Husqvarna представила:
— Обновленный ряд газонокосилок и садовых тракторов
— Новые пильные аксессуары
Компания продолжает активную работу с профессиональными потребителями своей продукции: лесозаготовительными компаниями и городскими озеленителями. В 2017 году на рынке произошло серьезное оживление, связанное с усилением работы компании в этом секторе – помощь профессиональным потребителям, обучение персонала, тестирование новых видов продукции, и это лишь малая доля активностей компании.
6. Строить дальнейшие амбициозные планы на рынке компании помогает сильнейшая команда
продаж и маркетинга, все усилия которых направлены на продвижение продукции, повышения
маржинальности совместного бизнеса и выстраивание партнерских отношений с дилерами. В ближайшее время компания планирует усилить отдел продаж, в частности на территории Сибири и
Дальнего Востока.