Поиск

Тренды в здравоохранении

Последние несколько лет медицина развивается ударными темпами. Если верить прогнозам Delloite, уже в 2022 году объем расходов на мировом рынке здравоохранения составит 10,059 трлн долларов.

Технологии будущего, особое внимание людей к своему здоровью, научные исследования и открытия – все это задает тренды в развитии отрасли. Среди них можно выделить несколько основных направлений, по которым будет двигаться здравоохранение будущего. Так или иначе, каждый из них направлен на то, чтобы улучшить жизнь пациентов и облегчить работу врача. Об актуальных трендах рассказывает Наталья Комарова, директор Центра развития здравоохранения бизнес-школы СКОЛКОВО, эксперт в формировании и реализации стратегий в бизнесе, медицине и IT.

 

Цифровизация

Цифровые технологии закладывают основу для увеличения эффективности систем здравоохранения, расширения возможностей отслеживания показателей здоровья и повышения качества и безопасности лечения с помощью использования искусственного интеллекта и персонализированной медицины.

Каждый год рынок цифровых технологий в здравоохранении увеличивается на четверть. По данным Global Market Insight, к 2024 году его объем достигнет 116 млрд долларов. Быстрые темпы роста обусловлены активной поддержкой со стороны государств, ведь цифровизация может помочь значительно снизить расходы на здравоохранение в целом.

На сегодняшний день в медицине наиболее востребованы разработки, связанные с искусственным интеллектом. ИИ активно используется в диагностике, составлении персонального плана лечения и подборе оптимальной формулы лекарственных препаратов.

Спросом пользуется и медицинский интернет вещей (The Internet of Medical Things – IoMT)  – различные устройства с функцией обмена данных через глобальную сеть. В основном они используются для мониторинга состояния пациента. По словам экспертов, уже к 2020 году в мире будут использоваться около 30 млрд IoMT-приборов.

К цифровизации относится и телемедицина. Несмотря на то, что она уже не является чем-то инновационным, этот тренд не сбавляет оборотов. В мире все еще много районов, где медицинская помощь остается труднодоступной услугой. Самой популярной технологией телемедицины пока остаются видео- и аудиочаты с врачами.

 

Пациентоцентричность

Во главу данной модели ставятся не медицинское учреждение и отдельные доктора, а потребности пациента, качество его лечения, комфортность пребывания и достижение конкретных целей его обращения. По сути, это отдельное направление развития здравоохранения. В нем пациент – полноценная личность, в которой важно видеть не только состояние здоровья, но и психологические и социальные особенности.

Особое место в этой модели занимает коммуникация. Пациенты обращают особое внимание на то, как с ними общаются медработники, и на основе этого дают свою оценку деятельности учреждения и системы здравоохранения в целом. Пациент становится все больше и больше активным участником процесса лечения, имея наибольшую заинтересованность в результате.

 

Датацентричность

Активная цифровизация медицины привела к наличию огромных данных о пациентах, конкретных случаях заболеваний и историях лечения. Так, прогнозируется, что к 2025 году объем медицинских данных составит 1 зетабайт (триллион гигабайт). Наличие такого большого количества данных дает хорошую почву для анализа и вывода статистики. Big Data позволит принимать обоснованные решения как о выборе наиболее эффективных методов диагностики и лечения конкретного пациента, так и для составления медицинских прогнозов и способа организации помощи в целом.

Технологические гиганты Microsoft, Amazon, Google и Salesforce пытаются закрепить за собой место на рынке объемом в триллионы долларов. Их приоритетной задачей считается улучшение методов использования электронных медицинских карт, поскольку исследования показали, что врачи уделяют ведению историй болезни больше времени, чем работе с пациентами. Облачный сервис Google Cloud уже приносит Google доход в $8 млрд в год. Среди клиентов Google Cloud можно выделить частный медицинский и исследовательский центр Mayo Clinic, фармацевтическую компанию McKesson и страховую компанию Kaiser Permanente.

 

Ценностно-ориентированное здравоохранение

Изначально эта концепция была предложена американским экономистом, профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом Портером. В основе модели лежит фокус на ценностях пациентов, их ожиданиях от системы здравоохранения. Дальнейшее распределение ресурсов осуществляется в соответствии с результатами, полученными учреждениями системы здравоохранения с применением лекарств или технологий.

Отличии в оплате процессов и объемов медицинской помощи. Ценностно-ориентированная модель определяет размер оплаты за медицинские услуги, исходя из результатов лечения, качества жизни пациентов и уровня удовлетворения их потребностей.

Ценностно-ориентированное здравоохранение базируется на шести основных принципах и подразумевает улучшение исходов для пациентов при оем классических систем здравоохранения является то, что в традиционной системе большее внимание уделяется планированию, контролюптимизации затрат для системы здравоохранения:

  1. Организация интегрированной медицинской помощи по каждой нозологии.
  2. Мониторинг исходов и затрат на индивидуальном уровне.
  3. Разработка пакетных платежей за цикл лечения.
  4. Междисциплинарная система оказания медицинской помощи.
  5. Расширение географического охвата.
  6. Развитие ИТ-платформы для поддержки системы оказания медицинской помощи и учета результатов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *