Поиск

Как голосовые боты говорят с людьми и вместо людей

Боты с голосом переходят из смартфонов в «умные» вещи и заменяют людей на работах. Они хорошо справляются с рутиной, но могут провалить свидание или поставить в неловкое положение

Люди будут общаться с гаджетами в большинстве не текстом, а голосом в обозримом будущем — это вопрос семи-десяти лет, считают эксперты. Мало кто будет печатать «заказать пиццу в офис» на клавиатуре. Человек даст вербальную команду боту. А он ответит ему также голосом. «Говорящие» ассистенты распространятся везде: от «умной» колонки до автомобиля. И на этом сфера их влияния не закончится: алгоритмы уже заменяют людей в колл-центрах, а в будущем они «сократят» миллионы человек. ТАСС — о том, где уже «поселились» такие технологии, что они умеют и могут ли быть опасными.

«Умная» колонка играет музыку и заказывает такси

Виртуальные помощники станут больше влиять на наши привычки благодаря росту «интернета вещей». Простой пример — это система «Умный дом», которая умеет включать свет и регулировать тепло в квартире по голосовой команде. Есть «говорящие» системы — они сообщают температуру в доме или погоду на улице. Но в «умных» домах «голос» выполняет очень узкие задачи.

Скоро людям предложили массовый продукт — «умные» колонки со встроенным голосовым ботом — это переносные устройства, которые подключаются к интернету по Wi-Fi, Bluetooth или NFC. «Умные» колонки, соответственно, умеют играть музыку с потоковых сервисов вроде Apple Music. А еще они могут заказать еду или вызвать такси, прочитать почту вслух, рассказать ребенку сказку, найти нужную информацию в Сети для взрослого.

По данным NPR и Edison Research, к концу 2017-го «умные» колонки появились у каждого шестого американца старше 18 лет. Рост — 128% за год. В свое время так быстро не росли даже смартфоны.

В России такие устройства слабо приживались из-за языкового барьера. Самые популярные колонки — Amazon Echo, Google Home и HomePod от Apple — не говорят на русском языке. Сейчас спрос на такие устройства может вырасти: в конце мая «Яндекс» представил «Яндекс.Станцию» со встроенным голосовым помощником — русскоговорящей Алисой.

«Яндекс» хвастается тем, что его колонка — единственная в мире — умеет напрямую подключаться к телевизору для просмотра фильмов и сериалов. Слышит человека через комнату и в сложных акустических условиях: когда рядом говорят другие люди. Продажи «Яндекс.Станции» откроются, предположительно, в июле 2018 года.

Чайник, будильник, зимняя куртка. Все «умные»

Продвинутые ассистенты — Siri от Apple, Alexa от Amazon Google Assistant от Google — широко внедряются в бытовую технику от крупных брендов — как Samsung, LG и другие, но чаще в качестве молчаливых помощников: они понимают голосовые команды, но не разговаривают.

«Загаджетованными» становятся чайники, будильники, разные девайсы на холодильник (показывают на экране, какие продукты заканчиваются). И помощники приходят не только в электронику. Британская компания Ministry of Supply выпустила «умные» куртки со встроенной помощницей Alexa — эта куртка отслеживает перемены в погоде и регулирует прогрев.

«Умное» зеркало с интернет-подключением и интегрированным ассистентом Alexa

Автомобиль говорит, чувствует и переходит на автопилот

Автопроизводители уже начали внедрять голосовых помощников. В некоторых моделях Hyundai и Toyota есть поддержка ассистента Alexa от Amazon. В Volvo собираются «поселить» помощника Google Assistant. Все существующие ассистенты появляются во вспомогательных сервисах — так, например, «Яндекс» внедрил Алису в «Яндекс.Навигатор».

Если в обычных автомобилях голосовые помощники — это допфункция, то алгоритмы в беспилотниках — обязательный элемент. Беспилотные автомобили создают как автокомпании, так и IT-корпорации. Google выпускает беспилотники со своим Google Assistant. Alexa от Amazon внедряется в машинах нового поколения от Ford.

Большинство машин — не «чистые» беспилотники, а гибриды, они могут брать половину или большую часть управления на себя, а при желании владельца — ехать в режиме автопилотирования. Машина, точнее программа, которая ей управляет, выбирает удобный маршрут с минимумом пробок. В дороге вы общаетесь с помощником: он включает музыку, рассказывает последние новости, но разработчики учат ассистентов не просто развлекать пассажиров, а быть полезными.

Alexa сможет заказывать дронов-«заправщиков», заряжающих электромобили, — это тоже разработка Amazon. Toyota обещает создать к 2020 году электромобили-беспилотники, которые будут не просто говорить с владельцем, а считывать его настроение и самочувствие и в зависимости от них принимать решения, скажем, переходить на полный автопилот.

Голосовые боты нанимают на работу. И отнимают работу

Пока крупные разработчики «прокачивают» универсальных «умных» ассистентов, голосовые боты, выполняющие «узкие» задачи, повсеместно появляются в бизнесе.

Сбербанк может сократить число сотрудников вдвое к 2025 году в процессе цифровой трансформации, говорил Герман Греф, глава Сбербанка, в 2017 году, об этом сообщили «Ведомости». Банк действительно активно внедряет технологии в рутинные процессы. Для обзвона кредитных должников разработали голосового бота Iron Lady, для колл-центра по корпоративным клиентам — говорящего бота Анну. В компании есть лаборатория искусственного интеллекта. До конца 2018 года разработчики — самостоятельно или с партнерами — должны выполнить 159 проектов в этой сфере, сказал ТАСС Герман Греф: «Сегодня у нас нет ни одной сферы деятельности внутри компании, в которой бы мы не пытались использовать искусственный интеллект».

Простые говорящие боты есть на первых линиях в колл-центрах Промсвязьбанка, ВТБ и многих других крупных банков: там алгоритмы принимают звонки, отвечают на вопросы и переводят на нужных сотрудников.

Голосовых ботов используют и менее известные компании. В колл-центре компании по доставке DPD в России внедрили робота Юлю: «В день Юля совершает около пяти тысяч исходящих звонков — информирует получателей о статусе доставки», — говорит Наталия Тишкова, директор департамента обслуживания клиентов DPD в России. А бот-рекрутер робот Вера от российского стартапа Stafory помогал нанимать персонал в МТС, Альфа-банк и часто используется в кадровых агентствах.

Кто говорит с Siri и Алисой

Голосовые помощники только начали «осваиваться» в обществе.

В США и Великобритании более трети населения используют виртуальных помощников минимум раз в неделю, по данным исследования компании Ovum за 2017 год. Это много — тот уровень, который говорит о «принятии технологии». Правда, только половина пользователей считает «умных» ассистентов полезными. А вот россияне ощутимо отстают по принятию таких разработок. По данным исследования Google об онлайн-привычках россиян в 2017 году, только 4% используют ассистентов.

Половина из опрошенных знали о существовании таких алгоритмов, а 22% собирались начать общаться с роботами в ближайшее время.