Поиск

Ориентир: топ-5 признаков того, что ритейлеру нужен новый склад

Москва, 7 октября 2019 года, — потребность в новых складских помещениях для ритейла не всегда заметна сразу. При этом, по мнению экспертов Ориентир, если дожидаться очевидных признаков нехватки площадей, таких как снижение выручки и физическая нехватка места, то можно сильно потерять в доходах. Кроме того, если упустить момент, то склад придется искать в срочном порядке, что может привести к менее выгодным условиям аренды и вынужденному выбору неоптимальной локации или к не совсем подходящим характеристикам. Предлагаем рассмотреть признаки, которые позволят определить потребность и поставить задачу по переезду на новый склад, заранее.

 

  • Выстраивается очередь на погрузку-разгрузку.

 

Если в зоне погрузки-разгрузки начинают образовываться заторы, это может означать нехватку площадей, персонала или количества доков в этой зоне. Особенно переполненными эти зоны бывают в часы перед началом пика отгрузок. При этом, если направить усилия на общее повышение оборачиваемости товаров на складе, острого дефицита площадей в зонах хранения и комплектации может пока не наблюдаться, а выручка будет продолжать рост. Однако снижается эффективность логистики, что приведет к ухудшению всех показателей впоследствии.

 

  • Увеличивается среднее время доставки по магазинам.

 

Следствием первого пункта станет увеличение среднего времени доставки. Если машина опаздывает с загрузкой на 5 минут, то, скорее всего, ничего страшного не случится. Потеря же получаса может привести к серьезным последствиям в связи с ростом загруженности основных московских магистралей в утренние часы. Выехав со склада на полчаса позднее, водитель может добраться до точки назначения уже не к 8-ми, а к 10 часам утра.

 

  • Уменьшается доля покупок в первой половине дня.

 

В продуктовом ритейле является общеизвестным тот факт, что основная аудитория в утренние часы – это люди пенсионного возраста, которые приходят, в частности, за свежим хлебом. Зачастую, сети стараются стимулировать этот спрос именно в утренние часы, вводя скидки по социальной карте, например, до 11-12 часов, чтобы разделить потоки пожилых людей и более молодой аудитории. В Москве большой выбор фуд-ритейлеров, поэтому при сбоях поставок в утренние часы магазин может лишиться большой части этого трафика.

Для ритейлеров сегмента non-food задержка утренних поставок менее критична. Тем не менее, приемка товара в дневные часы может доставить неудобства персоналу магазина и покупателям, и привести к потере части клиентов.

 

  • Повышается количество ошибок в комплектации.

 

Снижение эффективности интралогистики приводит к проблемам во всех звеньях цепочки поставок. Нехватка площадей и персонала в зоне погрузки-разгрузки приводит к форсированию процессов, что в конечном итоге увеличивает значение «человеческого фактора». В результате может страдать ассортимент магазина. А на переучет остатков уходят дополнительные человеко-часы.

 

  • Растет число возвратов, суммы штрафов или снижается общий показатель качества исполнения заказов.

 

В сегменте non-food к лишним перемещениям товара могут привести ошибки комплектации, как по заказам из интернет-магазина, так и по пополнению ассортимента физической точки. Условно, если в один магазин привезли две коробки рубашек, но ни одной – брюк, а в другой – наоборот. Получается задержка со сменой ассортимента, рост затрат на логистику, а возможно, и снижение продаж.

В сегменте фуд-ритейла часть товара имеет короткие сроки годности, поэтому логистические проблемы могут привести к увеличению доли испорченного товара. Причинами могут стать, как задержки с поставками, так и ошибки в комплектации. 

Хорошим показателем качества исполнения заказов считается ситуация, когда не менее 98,5% заказов выполняется «идеально» — без задержек, ошибок, повреждения упаковки, лишних манипуляций и полным соблюдением внутренних KPI. Снижение этого показателя даже на 0,5% — уже серьёзный вызов для управления складом, так как со снижением показателя число возвратов, штрафом и других потерь растёт в геометрической прогрессии.

Совпадение всех этих признаков – это уже серьезный повод для поиска нового склада, хотя на общей выручке они могут серьёзно и не сказываться, до некоторого времени. Однако, даже если пока в работе наблюдаются только один или два пункта, стоит уже начинать подбирать помещение. Отсутствие удобного склада с прицелом на рост в конечном итоге неизбежно приведет к снижению эффективности бизнеса, и будет сдерживать рост компании. А ритейл – это такой сегмент, в котором не расти нельзя.