Поиск

Самые бесполезные бизнес-советы

Спикер: Наталья Комарова директор Центра развития здравоохранения Московской школы управления СКОЛКОВО, эксперт в формировании и реализации успешных стратегий в бизнесе, медицине и IT.

Бизнес-тренеры бывают разные. Интернет пестрит приглашениями на «бесплатные» вебинары «Стартап 2.0», «Как построить бизнес с нуля» и др. Если не повезет с выбором, то, скорее всего, вы услышите, что создать свое дело и заработать первый миллион можно играючи. Нередко можно встретить мотивационных гуру, которые дают не самые полезные советы будущим предпринимателям. Поэтому так важно включать критическое мышление еще на стадии выбора коуча. Проанализировав десяток  рекомендаций, я выбрала самые противоречивые из них.

«Найдите свой «голубой океан»

Идея найти свою уникальную нишу, с одной стороны, правильная. И ее подтверждением служит множество удачных примеров, когда предприниматели «выстреливали» с уникальным предложением на перенасыщенном рынке. При этом мало кто говорит о том, что к этому моменту они уже имели определенный опыт в бизнесе. 

Однако для того, чтобы что-то реализовывать и пробовать, не обязательно тратить много времени на поиски того самого «голубого океана». За его поисками вы рискуете растерять весь предпринимательский пыл. Вместо этого попробуйте ответить для себя на несколько вопросов:

  • Какую проблему поможет решить мой бизнес?
  • Кому он может помочь?
  • Какими навыками и ресурсами я обладаю, чтобы это сделать?
  • Какой объем рынка для моей идеи?
  • Делает ли кто-то подобное? 

Сделайте глубокий анализ конкурентов, изучите лучшие мировые практики – это реально поможет вам принять верное решение. 

 

«Будьте жесткими с подчиненными» / «Дайте подчиненным полную свободу»

И то и другое – две крайности, и в обе любят бросаться менторы. Каждый владелец бизнеса работает на результат и, соответственно, ищет в команду тех, кто не просто будет отсиживать свое время и получать за это деньги. Однако подобные советы вряд ли помогут создать крепкий и устойчивый к сложностям бизнеса коллектив. 

Таким стилем руководства хороших специалистов не удержать. Останутся только те, кому реально некуда идти или все равно. Более правильный вариант – выстраивание открытой культуры в компании, когда члены коллектива воспринимают достижения команды как свои личные, а все вопросы и проблемы могут напрямую обсудить с руководством. Корпоративная культура – тема очень емкая и непростая, в бизнес-школе «Сколково» мы об этом очень много говорим. 

«Ничего не бойтесь»

Конечно, страхи – вещь не самая приятная и часто тормозящая нас на пути к мечте. Неизвестность пугает, всегда сложно начинать бизнес с нуля и на 180 градусов поменять свою жизнь. Однако страхи бывают как необоснованными («у меня ничего не получится»), так и оправданными (потеря личного авторитета, имиджа компании или денег в случае ошибок в бизнесе). Игнорирование последних может привести к краху всего – поэтому начинать любое дело нужно с просчета рисков, а не бежать «с шашкой наголо», лишь бы бесстрашно и смело.

Замечу, что у страха есть и позитивная сторона: он может выступать в качестве эффективной мотивации. Опасения помогают работать усердно и лучше контролировать процесс, а также принимать обдуманные решения.

«Используй аффирмации»

Многие бизнес-тренеры и наставники зачастую являются хорошими психологами, и их задача – помочь клиенту выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих стереотипов. Раздавая советы в бизнесе, они часто рекомендуют метод аутотренинга, или так называемые аффирмации.

При этом формулировку «я должен» как негативную, по их версии, следует заменить на «я хочу». Не следует  также использовать частицу «не» – тоже негативный посыл. Смысл воздействия на деле прост: самовнушение помогает снять мышечное напряжение, расслабиться, поверить в свои силы. А вот к увеличению дохода напрямую оно не имеет никакого отношения. Поэтому, если вы заменили установку с «должен» на «хочу», но при этом продолжаете лежать на диване и ждать миллионов, не предпринимая каких-то шагов в построении бизнеса, чуда не случится.

«Заводите новые знакомства»

Нетворкинг – важная часть любого бизнес-сообщества. Даже на конференции людей заманивают именно возможностью эффективного нетворкинга. С одной стороны, это не лишено смысла: полезные связи помогают развивать свое дело, заключать выгодные сделки, учиться у лучших. Но не стоит впадать в крайности. 

На деле это можно реализовать по-разному. Беспорядочно раздавать свои визитки на мероприятиях – не всегда эффективно. Важно развивать нетворкинг не широко, а скорее глубоко.  Контакты людей, произносящих аффирмации и ждущих чуда в бизнесе, вам не помогут. Работайте над качеством ваших связей. Главное, если что-то пообещали новым знакомым – выполняйте. Иначе нетворкинг может сыграть с вами злую шутку и очень испортить репутацию. 

Резюмируя сказанное, хочется отметить, что существуют реальные менторы и коучи, которые действительно могут поделиться интересными алгоритмами работы и секретами успеха. Правильнее всего сочетать семинары и сессии бизнес-тренеров с общением с другими предпринимателями. Их конструктивная критика и опыт могут помочь увереннее действовать, скорректировать курс, добавить мотивации и не позволить бросить начатое дело. К тому же, здесь, в сообществе коллег, могут родиться новые идеи и проекты, найтись партнеры и подрядчики. Обратите внимание и на опыт чужих неудач. Сделайте правильные выводы и постарайтесь не допустить похожих ошибок. 

А истинный коучинг продолжает помогать руководителям и предпринимателям расти, достигать максимума продуктивности и удовлетворенности. Главное – найти настоящего наставника.